Мы с вами по отдельности изучили такие времена как The Present Perfect и The Present Perfect Continuous Tense. Из самих названий и случаев употреблений времен становится понятным, что эти времена очень похожи друг на друга. Более того может сложиться впечатление, что Present Perfect Continuous отличается лишь тем, что мы делаем дополнительный акцент на длительности действия. Однако все далеко не так просто и есть принципиальные случаи употребления, когда можно использовать лишь одно из этих времен.
Давайте постараемся разобраться в особенностях употребления и сравним эти времена:
Present Perfect |
Present Perfect Continuous |
Have/has + Ved/V3(Past Participle) |
Have/has + been + Ving |
Заинтересованность в результате (факте) |
Заинтересованность в процессе (действии) |
He has repaired the car. У этого примера может быть такая «история»: I have good news for you! Your car is OK. My dad has repaired it. Пояснение: действие выполнено. Отец починил машину – это завершенное действие. Нас интересует результат какого-то действия, но не важен процесс. |
He has been repairing the car. У этого примера может быть такая «история»: Look your father’s clothes are covered in oil. Пояснение: нас интересует какое-то действие (почему одежда отца грязная), но нам неважно было ли что-то сделано или нет, т.е. отец может до сих пор чинить машину. Однако здесь есть связь с настоящим – одежда грязная. |
Have you (ever) played tennis? Пояснение: т.е. нам интересен лишь факт, играл ли человек когда-либо в теннис. |
Have you been playing tennis? Пояснение: такой вопрос может задать, например, мама, которая не могла найти сына и предполагает, чем он мог заниматься, т.е. интересен процесс. |
Для удобства, чтобы различать на чем делается акцент – на действии или результате, задайте мысленно вопросы: «What have you achieved» и «How have you spent your time». Если отвечает на первый вопрос, то это Present Perfect, т.к. акцент на результате (достижении), если на второй — Present Perfect Continuous, т.к. акцент на действии, на самом процессе его выполнения. |
|
Моментальное действие, не имеющее по смыслу длительность. |
Продолжительное или периодическое действие. |
Oops, I have broken his glasses! |
Take an umbrella! It has been raining. |
Завершенное действие. |
Незавершенное действие или действие, которое мы можем выполнить позже. |
Mum, I have done my homework. May I go out? |
He has been working on scientific report. Пояснение: мы не знаем наверняка, закончил ли человек работу над научным докладом; также выполнение этого действия может быть отложено. |
Хотим сообщить, сколько раз было выполнено то или иное действие или рассказать о том, как много мы сделали. Задайте мысленно вопрос: How many/much? или How many times? |
Хотим подчеркнуть, что какое-то действие выполнялось долгое время. Задайте мысленно вопрос: How long? |
I have read this book twice. He has sent me 20 e-mails so far today. |
I have been reading this book for 2 weeks. He has been writing me all day long. |
NB! Помните также о том, что не все глаголы могут употребляться в форме Continuous.
Предлагаем для закрепления материала выполнить упражнения, которые вам помогут окончательно разобраться в особенностях употребления этих двух времен.