В одной из предыдущих статей говорилось о значении слова «Incoterms» и вкратце приводились условия поставок груза, как, например: условия поставки FOB, FAS, CIF и т.д.
Давайте, теперь подробнее постараемся лучше понять каждый из этих терминов.
Но для начала вспомним, все существующие условия поставок согласно Incoterms.
GROUP E
|
GROUP F
|
GROUPD
|
GROUP C
|
Итак, а теперь подробнее о каждом условии поставок:
Ex-Works (EXW); ( … named place) — Франко завод ( …название места)
Это значит, что продавец считает, что все его обязанности по хранению, транспортировки товара сняты, когда он передает товар покупателю или перевозчику в определенном месте, чаще всего это место – сам завод или склад компании. Продавец получает деньги за проданный товар, но не берется доставить товар в какое-либо другое место для покупателя. В обязанности продавца не входит подготовка таможенных документов по очистке товара на экспорт. Все расходы и ответственность, связанные по транспортировке, доставке и прохождению товара через таможню берет на себя покупатель. Однако, можно и договориться с продавцам взять на себя какие-либо обязанности, но тогда должно быть составлено дополнение к договору купли-продажи, где четко будут обазначены какие именно дополнительные обязанности готов взять на себя покупатель и за какую цену согласен их предоставить.
FCA (Free Carrier (…named place)) — Франко перевозчик (…название места)
Данное условие предполагает, что покупатель не только готов продать товар, но и обязуется доставить его в назначенное покупателем место. Взять на себя обязанности по очистке товара на таможне. Нужно помнить, что существенную роль играет выбор места поставки. Если товар прежде чем попасть к покупателю должен быть доставлен в место, принадлежащего продавцу (склад, например), то продавец несет всю ответственность по разгрузке товара. Если поставка товара осуществляется в место, принадлежащее покупателю или лицу, действующему от его имени, продавец снимает с себя обязанности по отгрузке товара. Он лишь передает товар, обозначенному в договоре купли-продажи лицу.
Под словом "Перевозчик" подразумевается либо сам продавец, либо лицо действующее от его имени.
Условия перевозки FCA применимы для любого вида транспорта, как наземного, воздушного, так и морского.
FAS (Free Alongside Ship (… named port of shipment)) — Франко вдоль борта судна (… название порта отгрузки)
Условия перевозки FAS применимы только для морского, внутреннего водного вида транспорта, т.к. подразумевают, что продавец полностью выполнил свои обязанности, доставив товар в определенный порт, гавань. А все последующие расходы по хранению, разгрузке товара несет покупатель. Однако, согласно новой редакции условий «Incoterms», продавец обязуется взять все расходы по таможенной очистке. Хотя, стороны могут договориться, что и расходы по таможенной очистке товара на экспорт берет на себя покупатель. Тогда это условие должно быть дополнительно указанно в одном из пунктов договора-купли продажи.
FOB (Free On Board (… named port of shipment)) — Франко борт (… название порта отгрузки)
FOB условия также как и условия FAS могут быть использованы только при транспортировке товара морским или внутренним водным видом транспорта. Условия FOB подразумевают, что с продавца сняты все обязанности по доставке груза, когда товар не просто прибыл в определенный порт, а когда он прошел через поручни судна, т.е. покинул транспортное средство. Все расходы по таможенной очистке товара на экспорт берет на себя покупатель.
CFR (Cost and Freight (… named port of destination)) — Стоимость и фрахт (… название порта назначения)
Одним из видов поставки груза по средствам только морского или внутреннего водного вида транспорта является – условия CFR. Эти условия подразумевают, что покупатель полностью выполнит свои обязанности, когда груз покинет судно. Продавец оплачивает фрахт, таможенную очистку, все расходы по доставке товара в оговоренный порт. Но риски по потерям, повреждениям товара, а также все другие дополнительные расходы по доставке груза с порта берет на себя покупатель.
Если продавец не берет на себя обязательство по поставке груза через поручни судна — применяются условия CPT.
CPT (Carriage Paid To (… named place of destination)) — Фрахт/перевозка оплачены до (…название места назначения)
Условия CPT применимы для любого вида транспорта. Продавец или любое другое лицо, действующее от его имени, берет на себя обязанность доставить груз в оговоренное в договоре место. Все расходы, риски, связанные по транспортировке берет на себя продавец. После передачи груза в назначенном месте, все обязанности автоматически переходят на покупателя.
Если доставка груза осуществляется несколькими перевозчиками, за товар ответственен последний из них, т.е. тот, кто осуществлял доставку последним.
CIF (Cost, Insurance and Freight (… named port of destination)) — Стоимость, страхование и фрахт (…название порта назначения)
Условия CIF применяются, когда доставка груза осуществляется морским видом транспорта.
Продавец обязуется доставить груз в порт, и выполнение обязательств считается осуществленным, когда товар пройдет через поручни судна. Продавец оплачивает все расходы, связанные с доставкой судна, фрахт, таможенную очистку; оплачивает морскую страховку груза. Продавец берет на себя все расходы по страхованию груза, заключению страхового полюса. Следует обратить внимание, что по стандартным требованиям условий CIF продавец обязуется предоставить страховку с минимальным покрытием. Если покупатель хочет иметь страховку с более полным покрытием – стороны могут по желанию договориться и включить дополнительный пункт в договоре.
Все остальные расходы по грузу, когда он перейдет поручни судна, возлагаются на покупателя.
Если груз планируют доставить не морским транспортом, то следует использовать условия CIP.
CIP (Carriage and Insurance Paid Тo (… named place of destination)) — Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (…название места назначения)
CIP условия включают в себя все те условия, применяемые к условиям CIF (см.выше). Единственное отличие заключается в том, что доставка груза может быть осуществлена разными видами транспорта: морскими, воздушными, наземными и любыми комбинациями из этих видов. Перевозчиком или перевозчиками может быть сам продавец или лицо/лица, действующие от его имени. Ответственность по надлежащей доставке груза лежит на последнем перевозчике, т.е. тот, кто осуществлял доставку последним.
DES (Delivered Ex Ship (… named port of destination)) — Поставка с судна (… название порта назначения)
Условия перевозки груза DES применяются тогда, когда доставка груза осуществляется через морской путь, или груз доставляется смешанными видами транспорта в порт, т.е. конечный пункт — порт. Считается, что продавец полностью выполнил свои обязательства, когда груз передан в порту покупателю на самом судне. Все затраты по доставке груза до порта назначения берет на себя продавец. Но расходы по таможенной очистке товара на экспорт возлагаются на покупателя.
Если же стороны согласились, чтобы расходы по таможенной очистке груза взял на себя продавец, то тогда условия транспортировки груза будут назваться DEQ.
DAF (Delivered At Frontier (… named place)) — Поставка до границы (… название места поставки)
Условия DAF применяются, когда транспортировка товара осуществляется по средствам любого вида транспорта до сухопутной границы. Согласно условиям DAF считается, что продавец в полной мере выполнил свои обязательства, когда он передал покупателю неразгруженный груз, прошедший очистку для экспорта, но не для импорта; т.е. товар не поступил на транспортное средство покупателя, расположенное на границе сопредельной страны.
Под словом "граница" подразумевается любая граница, включая границу страны экспорта. Поэтому в договоре купли-продажи должно быть четко оговорено это понятие. Если стороны договорятся, чтобы покупатель взял на себя и все расходы по последующей разгрузке и отгрузке груза, то это должно быть прописано договоре.
Если пункт назначения груза – порт, пристань, то применяются условия DES или DEQ.
DEQ (Delivered Ex Quay (… named port of destination)) — Поставка с пристани (… название порта назначения)
Условия DEQ применяются, когда транспортировка груза осуществляется по морским или внутренним водным путям; при смешанных перевозках, но последним средством транспортировки является судно, а следовательно, груз выгружается в определенном порту.
Согласно условиям DEQ покупатель выполнил все обязательства, когда груз поступает в распоряжение покупателя в каком-либо порту. Продавец не берет обязательств по прохождению товара через таможенную очистку; он обязан нести расходы, связанные с доставкой, выгрузкой товара на пристань. Таможенную очистку, таможенные пошлины, налоги и другие сборы оплачивает покупатель. Стороны могут договориться, чтобы какую-то часть расходов взял на себя и продавец, но тогда эти дополнительные услуги, должны быть прописаны в доп.соглашении к договору.
Если покупатель хочет, чтобы продавец не только доставил груз до пристани, но и до определенного места (склад, фабрика, терминал и т.п.) – применяются условия DDU и DDP.
DDU (Delivered Duty Unpaid (… named place of destination)) — Поставка без оплаты пошлины (… название места назначения)
Эти условия применимы для всех видов транспорта. Условия перевозки DDU определяют, что продавец обязуется предоставить груз покупателю в место назначения. Но он не берет на себя расходы и обязательства по таможенной очистке товара, не разгружает его. Продавец берет на себя все расходы по доставке груза в место назначения, разумеется, кроме оплаты различных таможенных сборов, налогов. Все расходы связанный с таможенной очисткой или штрафы за несвоевременную оплату каких-либо сборов, пошлин несет покупатель.
Продавец может взять на себя оплату различных таможенных сборов, если это будет оговорено с покупателем и зафиксировано в доп.соглашении к договору. Обязательства, расходы и все риски по выгрузке, перегрузке товара несет та сторона, в зависимости от того, кому принадлежит назначенное место поставки.
Если транспортировка груза осуществляется морским путем — применяются условия DES или DEQ.
DDP (Delivered Duty Paid (… named place of destination)) — Поставка с оплатой пошлины (… название места назначения)
Условия DDP подразумевают, что продавец в полной мере выполнил свои обязательства, когда доставил прошедший таможенную чистку груз в место назначения. Это значит, что продавец полностью несет все расходы, связанные с таможенными пошлинами, сборами, налогами. Он несет все риски и расходы по транспортировке груза. Т.е. в сравнении с условиями EXW (где предусматривается минимальная ответственность со стороны продавца), условия DDP предполагают максимальную ответственность, обязанности со стороны продавца. Если по какой-либо причине (например, отсутствие импортной лицензии), продавец не может на себя взять то или иное обязательство, то это должно быть дополнительно оговорено и зафиксировано в договоре купли-продажи. Условия DDP применяются при любом виде транспортировки груза.
Но если транспортировка проходит на борту судна в порте назначения – применяют условия DES или DEQ.
Если покупатель согласен взять на себя все обязательства и расходы по импорту товара – применяется условие DDU.
P.S. Статья является продолжением "Условия поставки груза, «Incoterms»".